КАК «ПЕЛЛА-ФИОРД» ГОТОВИТ ЭКСПАНСИЮ НА РЫНОК РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ ИЗ КОМПОЗИТОВ | Пелла Фиорд

Magnifier пресс центр

КАК «ПЕЛЛА-ФИОРД» ГОТОВИТ ЭКСПАНСИЮ НА РЫНОК РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ ИЗ КОМПОЗИТОВ

В ходе выставки «Нева-2019» компания «Пелла-Фиорд» представила два новых концепт-проекта рыбопромысловых судов из композитов. В ближайшее время предприятие планирует активно развивать новое для российского рынка направление. Подробности – в партнёрском материале завода «Пелла» и портала Sudostroenie.info.

Судостроительный завод «Пелла» в последнее время часто мелькает в заголовках новостей. Верфь продолжает строительство серии промысловых судов и выпуск традиционной продукции – буксиров различных классов. Не забывают на «Пелле» и о сегменте, в котором завод уже заработал прочную репутацию, – строительстве судов из композитных материалов. Здесь работает дочерняя структура «Пеллы» – компания «Пелла-Фиорд».
В ходе прошедшей выставки «Нева-2019» компания «Пелла-Фиорд» представила два необычных для российского судостроения решения – маломерные рыболовные суда из композитов проектов 03870 и 04230.

Первая новинка от «Пелла-Фиорд» – маломерное рыболовное судно проекта 03870. Может использоваться как траулер, сейнер, краболов, креветколов, а также научно-исследовательское судно.
Длина судна проекта 03870 составляет 14,95 м, ширина – 5,9 м, наибольшая осадка – 3,3 м. Объём промыслового трюма равен 27 куб. м. Экипаж насчитывает 6 человек.

Второй наш герой – проект 04230. Это судно предназначено для промыслового лова рыбы и транспортировки на приёмные и перерабатывающие предприятия. В зависимости от модификации судно можно использовать для лова краба донными ловушками и добычи рыбы ярусным методом.
Длина рыболовного судна проекта 04230 составляет 11,36 м, ширина – 4,1 м, наибольшая осадка – 1,34 м. Грузовой трюм судна имеет объём 17 куб. м. На борту предусмотрено размещение 3-4 человек.

Сотрудники «Пелла-Фиорд» рассказали порталу Sudostroenie.info об истории композитного судостроения в Отрадном, новых технологиях, технических особенностях новых рыболовных судов и перспективах развития сегмента.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Производство судов из стеклопластика в городе Отрадном Ленинградской области началось в 60-х годах прошлого века. В 1993 году на базе четвёртого цеха завода «Пелла» образовалась компания «Пелла-Фиорд». Таким образом композитное судостроение выделилось в отдельное направление, рассказывает заместитель директора по маркетингу ЗАО «Пелла-Фиорд» Денис Удовенко (Д.У.).

– Какие суда из композитов строились на «Пелле»?
Д.У.: У нашего предприятия значительный опыт производства судов с корпусом из стеклопластика. Например, в Отрадном было построено свыше 165 единиц больших корабельных катеров проекта 1402Б «Бекас». Такие катера используются на надводных боевых кораблях крупного водоизмещения для обеспечения едой, водой, топливом и прочими запасами. Так, наши «Бекасы» стоят на тяжёлом атомном ракетном крейсере «Пётр Великий» и на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Это почти 12-метровое судно, сопоставимое с представленным на «Неве 2019» проектом 04230.

– Для чего предназначены представленные суда, и чем они отличаются между собой?
Д.У.: Это маломерные суда для прибрежного морского лова рыбы. Поскольку оба проекта построены на универсальной платформе, их можно модифицировать под лов краба или, например, креветок. Также, после определённых модификаций, проект 03870 можно использовать в качестве научно-исследовательского судна. Важным отличием между судами является размер грузового трюма. В проекте 04230 он составляет 17 куб. м, в проекте 03870 – 27 куб. м. По водоизмещению суда отличаются примерно в три раза. Можно сказать, что проект 04230 – более бюджетный. Его предполагается использовать либо как краболов, либо как ярусолов, и он больше направлен на прибрежную зону.

– Какое оборудование будет использоваться на этих судах?
Д.У.: На головных судах предполагается использовать главный двигатель и дизель-генератор фирмы Volvo-Penta. По нашему мнению, по соотношению цена-качество, это пока что золотая середина. Дальше всё будет зависеть от желания заказчика. И дизель-генератор, и главный двигатель могут быть изменены под его потребности.

– На рынке уже представлены маломерные рыболовные суда из композитов?
Д.У.: Мы достаточно долго прорабатывали этот рынок. В России практически никто не выпускает промысловые суда из композитных материалов. Продукция заводов, особенно государственных, отличается очень высокой ценой. Мало кому интересно её покупать. Частные компании на данный момент выпускают совсем небольшие лодки, собранные где-то «в гараже на коленке». По качеству такая продукция намного хуже заводской. Ещё есть вариант покупки за границей бывшего в употреблении судна и замены оборудования. Однако в этом случае судовладелец лишается гарантии и возможности участия в государственных программах поддержки. Оба наших проекта рассчитаны на участие в госпрограммах.

– Какова ситуация на зарубежном рынке? Наверняка, в этой нише уже кто-то работает.
Д.У.: Безусловно. Однако, сравнивая зарубежный рынок и наш, там мы даже более конкурентоспособны, чем сейчас в России. За границей такое новое судно построить стоит дороже, чем здесь. Например, к нашей продукции проявляют интерес заказчики из Норвегии. Хотя, казалось бы, рынок этой страны уже изучен вдоль и поперёк и заполнен. Из общения с норвежскими рыбаками мы понимаем, что находимся на правильном пути.

– Что именно привлекает зарубежных заказчиков?
Д.У.: Цена, качество. За десятилетия работы «Пелла-Фиорд» создала себе хорошую репутацию. Они о нас знают и понимают, что это будет качественный продукт. К тому же, мы достаточно клиентоориентированы. В зависимости от пожелания заказчика судно можно оснастить любым оборудованием: от бюджетной комплектации до дорогой.

КОМПОЗИТЫ И ТЕХНОЛОГИИ

О свойствах стеклопластиковых материалов и используемых в их производстве технологиях рассказывает инженер-конструктор ЗАО «Пелла-Фиорд» Роман Домаш (Р.Д.).

– Какие преимущества корпуса из стеклопластика по сравнению с металлическим? И как они соотносятся по цене?
Р.Д.: Прежде всего, это долговечность в использовании. Стеклопластик не подвергается коррозионному воздействию. Поэтому срок службы такого судна уже практически не зависит от состояния корпуса. Далее, это вес стеклопластика. Он более лёгкий по сравнению со стальным корпусом, поэтому на промысловом судне из стеклопластика можно увеличить объём перевозимого улова. Разумеется, по сравнению с алюминиевым корпусом выигрыш в весе будет не столь значительным. Однако алюминиевый корпус – это очень дорогое удовольствие для узких сегментов рынка. Например, среди любителей яхт вечно идут споры, что лучше: алюминиевый корпус или стеклопластиковый. Также нужно ещё понимать, что стеклопластиковые корпуса бывают разными, в зависимости от назначения. Например, для военных кораблей применяются более сложные и дорогие схемы армирования. Для частного флота можно применить достаточно простые ткани и схему армирования, которая будет оптимальна при такой толщине. И цена выйдет дешевле, чем варить стальной корпус.

– Одним из недостатков корпусов из композитов называется невозможность менять конструктивные элементы. Ведь здесь не к чему привариться…
Р.Д.: Привариться действительно нельзя, зато можно приформоваться. На пластиковую основу можно приформовать пластиковую деталь и разместить в ней закладную металлическую деталь для болтового соединения. Так что эта проблема решается, нужно только произвести определённые действия. Даже на этапе постройки, если заказчик захотел изменить оборудование, всё ещё можно переделать. Конечно, будут свои сложности, но всё это возможно.

– Сколько составляет срок службы корпуса из композитов?
Р.Д.: На мировом рынке стандартный срок службы стеклопластика составляет 15 лет. Однако он может быть и больше. Когда крейсер «Адмирал Кузнецов» встал на ремонт, а ему уже скоро будет 30 лет, то я не слышал, чтобы шла речь о замене большого корабельного катера «Бекас» из стеклопластика. Как его поставили при постройке, так он до сих пор используется, при своевременном техническом и ремонтном обслуживании. Также на срок службы влияют технологические процессы, использовавшиеся при создании корпуса.

– Какие процессы будут использовать на «Пелле-Фиорд» для постройки этих судов?
Р.Д.: Раньше в основном применялся метод ручного формования. На новых судах мы планируем использовать также метод вакуумной инфузии и метод напыления.
Ещё одна новая технология, которую до этого в России практически никто не использовал, –термостатирование корпуса. Она помогает добиться высоких прочностных характеристик.

ПЕРСПЕКТИВЫ СЕГМЕНТА

Некоторыми ближайшими планами верфи в Отрадном с читателями Sudostroenie.info поделился заместитель директора по производству ЗАО «Пелла-Фиорд» Андрей Егоров (А.Е.).

– На выставке представлены концепт-проекты. Когда можно будет увидеть эти суда в стеклопластике?
А.Е.: В ближайшее время мы планируем заложить первое судно проекта 03870 на стапель.
Конкретного заказчика на него пока что нет. Мы хотим пойти по тому же пути, как и завод «Пелла» с заказом 401 (промысловое судно проекта PL-475 – прим. ред.), на основе которого был построен заказ 402 – первый российский краболов «Русь».

– Сколько времени займёт изготовление такого корпуса?
А.Е.: При серийном производстве процесс займёт около года. Нужно понимать, что это концепт, и он пока ещё дорабатывается. При выходе проекта в серию сроки изготовления сократятся.

– Сколько таких судов готова выпускать «Пелла Фиорд»?
А.Е.: В ближайшее время наши производственные мощности позволят заложить до четырёх корпусов проекта 03870 и до шести корпусов проекта 04230. На следующий год у нас запланирована постройка дополнительного корпуса со всеми современными технологиями и условиями производства судов из композитов. Например, и зимой и летом там будут поддерживаться постоянные температурные режимы.

– Не так давно «Пелла» получила контракт на строительство ледокола по итогам конкурса, в котором никто из других заводов не захотел участвовать из-за низкой цены. «Пелла-Фиорд» также может похвастаться гибкой ценовой политикой?
А.Е.: Действительно, на нашем предприятии мы можем реализовать постройку судна значительно дешевле, чем на других аналогичных заводах нашей страны. Это достигается за счёт многих факторов. В первую очередь, мы – компакт-верфь. У нас не такая громадная территория, которую надо содержать и тратить большие средства на аренду, электроснабжение, теплоснабжение и прочие накладные расходы, которые значительно увеличивают цену любого изделия. Помимо размеров, мы достаточно гибкие. В короткие сроки мы можем переориентировать производство под нужные нам задачи. Кроме того, многие наши производственные процессы уже достаточно оптимизированы, и эта работа продолжается и далее. Так, сейчас на «Пелле-Фиорд» мы проводим значительные кадровые перестановки, ремонтные работы, внедряем новые технологии.
За счёт этого мы создаём благоприятную почву, чтобы выходить на новые направления деятельности. Это новый вектор развития, на который сейчас ориентировано наше головное предприятие – судоверфь «Пелла».

– Как в дальнейшем будет развиваться композитное судостроение на «Пелле»?
А.Е.: Сейчас мы анализируем европейский рынок. Смотрим, что применяется за границей, и что там пользуется спросом. Изучаем, что из этого можно применить на наших водоемах, озерах и морях. Надеемся, что к следующей большой отраслевой выставке спустим с нашего слипа на воду одно, а может быть даже несколько рыбопромысловых судов из композитов.

Текст: Александр Полунин

Фото: Sudostroenie.info